Главная страница / Main Page


Внутренние воины / Inner warrior

Персонаж / Hero

Воин / Warrior

Досье / Characteristic

Оружие / Weapon

Сила и предметы / Power and items

Планета покровитель / Planet

Озвучивающий актер / Seiyuu

Зевс - Юпитер.


Внутренние воины / Inner warrior

Банни (Усаги) Цукино / Tsukino Usagi

Ами Мицуно / Mizuno Ami

Рей Хино / Hino Rei

Макото Кино / Kino Makoto

Минако Аино / Aino Minako

Макото Кино / Kino Makoto

       ЗЕВС (Дий) - сын Кроноса и Реи, верховное божество греков, царь и отец богов и людей. Исконно греческое божество; его имя - индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти, вершил суд над мертвыми; Зевса - Хтония ("подземного") почитали в Коринфе. Управляемый Зевсом мир заметно меняется, в нем устанавливается порядок, размеренность, моральные нормы. И если в глубокой древности он - символ природы, "тучегонитель", насылатель ветров и ливней, и почитался в Додоне в виде дуба, то со временем с деятельностью Зевса связываются начала государственности. Под именем Горкий он выступал как покровитель законов, как Ксений охранял правила гостеприимства, как Геркеп был опекуном дома, семьи, благополучия народа и страны. Он считался повелителем человеческой судьбы, взвешивая на золотых весах добрые и плохие дела смертных, а в его дворце стояли две урны: в одной находилось добро, в другой - зло. Наконец, он получил имя Геллений как божество, объединяющее греческие племена в единое целое.

       Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, он - "помощник в беде", "спаситель"; он следит за соблюдением клятв, помогает воинам и сам выступает как полководец, "носитель победы"; он - Полиух - "владетель государства" и Булей, покровитель народного собрания.

       Зевс - отец многих богов и героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Первая супруга Зевса - Метида (Мудрость), одна из океанид. Когда Уран и Гея предсказали ему, что Метида сначала родит дочь, а затем - сына, который лишит его верховной власти, Зевс проглотил жену, а со временем из его головы родилась богиня Афина. Метида, пребывая внутри Зевса, дает ему мудрые советы.

       Фемида, дочь Урана и Геи, вторая жена Зевса, богиня права и законного порядка. Была советницей Зевса и следила, чтобы ни люди, ни боги не нарушали закона. Жертвенники Фемиде ставились в местах народных собраний, чтобы она своим присутствием вносила в решения людей дух добра и справедливости. Ее называли спасительницей и покровительницей унижаемых, ибо она вместе с Зевсом следила, чтобы не обижали бедных. Дочери Зевса и Фемиды-горы (оры) и мойры. Горы, открывающие врата неба, первоначально - времена года, которых у древних греков было два: весна - Талло (цветущая) и лето-Карпо (изобилующая плодами). Со временем богини порядка в природе становятся и охранительницами порядка и законности в обществе, меняются даже их имена, это: Евномия - "законность", Дике - "справедливость", Эйрена - "мир". Горы словно сообщают жизни людей размеренность и порядок. Мойры-богини судьбы и предназначения людей. С ними была связана вся жизнь человека. Клото ("Прядильщица") пряла нить человеческой жизни, Лахесис ("Дарительница") вела ее сквозь все превратности судьбы, Атропа ("Неотвратимая") перерезала нить, когда наступала минута смерти. Мойры считались охранительницами порядка в отношениях между людьми и имели власть над судьбами ботов. От мойр зависела людская жизнь: их призывали, когда рождался ребенок, им приносили жертвы в день бракосочетания, а всадники давали им обещания перед состязаниями. И если горы - красивые юные девушки с цветами в руках, то мойры - рослые, статные женщины с веретеном, весами, ножницами или свитком папируса, на котором начертаны письмена судьбы.

       Самой Фемиде часто ставились храмы, а ее облик суровой, женщины с завязанными глазами (символ беспристрастия) и весами правосудия дополнялся мечом и рогом изобилия, Третья жена Зевса - Гера.

       От Зевса и океаниды Эвриномы родились прелестные хариты - богини радости, женской красоты и привлекательности. Юноши и девушки обязаны им своей красотой, а в самых красивых источниках вода прозрачна и чиста, потому что в них купались хариты. Харит было три - Евфросина ("Радостная"), Талия ("Цветущая"), Аглая ("Блестящая"). Хариты жили на Олимпе и часто сопровождали других богов. Они ведали банкетами и развлечениями; лучшие произведения искусства греки называли творениями харит. В честь харит устраивались празднества харитесии, во время которых состоялись состязания певцов и поэтов. В эпоху эллинизма изображались обнаженными, обнимающимися или держащимися за руки. В Афинах у входа на Акрополь стояла группа харит - произведение Сократа тех времен, когда философ еще занимался скульптурой в мастерской своего отца Софрониска. Атрибуты харит-розы, яблоки, колоски, а также музыкальные инструменты. В Риме харит называли грациями.

       Мнемосика, богиня памяти, рождает Зевсу девять муз. Первоначально количество муз было неопределенно: они считались покровительницами песен и танцев. Позднее каждой из муз "поручили" отдельный вид искусства, за которым они должны внимательно наблюдать: Клио-покровительница истории. Талия-комедии, Мельпомена - трагедии, Эвтерпа - лирической поэзии, Эрато - любовной лирики, ТерпсихоРа - танцев, Полигимния - гимнов, Каллиопа - эпической поэзии, Урания - астрономии. Чтобы легче определить, какой области искусства или науки покровительствуют музы, их изображали с постоянными атрибутами. Клио - со свитком и грифельной палочкой в руке, иногда - с солнечными часами, поскольку она следила за течением времени; Талия - в легком одеянии со скипетром или пастушеской палицей в правой руке, с венком из плюща на голове; Мельпомена-на котурнах, в венке из виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей - в другой; Эвтерпа - с венком из цветов и свитком у ног, иногда она в левой руке держала маску; Эрато - с лирой в руке и с маленьким Эротом; Терпсихора - с лирой в руках, знаком ее связи с Дионисом является плющ; Полигимиия представала в облике задумчивой женщины с указательным пальцем правой руки, прижатым к губам; Каллиопа-с вощеной дощечкой и палочкой для письма; Урания-с глобусом и указкой в руках. Музы жили на вершинах беотийский гор Геликон и Парнас, где бьет священный источник, расположенный близ Дельф; источник посвящен Аполлону и музам: поэты устремлялись к нему за вдохновением, а паломники очищались в нем от своих грехов.

       Деметра родила Зевсу дочь Персефону. В нее влюбился Аид, бог подземного царства, и с разрешения Зевса похитил ее, когда она с подругами собирала луговые цветы. Аид заставил Персефону проглотить гранатовые зерна-символ ненарушимости брака. Разгневанная Деметра обрекла землю на неурожай и Зевс, чтобы спасти жизнь на земле, приказал Аиду отпускать Персефону к матери на три четверти года. В этом мифе отразился природный процесс ежегодного цикла умирания и рождения растительного мира. Ежегодное возвращение Персефоны из царства мертвых-вариант распространенного в античности мифа про божество которое умирает и воскресает (Осирис, Адонис и др.). Как и другие божества, связанные с культом земли, Персефона считалась не только богиней плодородия, но и повелительницей умерших. Атрибуты Персефоны-колоски, маки, нарцисс, гранатовый плод. Как владычица подземного царства она сидела на троне рядом с Аидом в венке из нарциссов, с маковым букетом или рогом изобилия в руке. В Риме получила имя Прозерпины.

       Лето. дочь титана, родила Зевсу двух блистательных богов Олимпа - Аполлона и Артемиду. Сама же она считалась помощницей при родах и покровительницей здоровья новорожденных.

       Майя, одна из плеяд (семь сестер, дочерей Атланта и Плейоны, превращенные в созвездие, когда их преследовал охотник Орион) стала матерью Гермеса-вестника богов.

       Даная, дочь аргосского царя Акрисия, к которой влюб-леный Зевс являлся в виде золотого дождя, родила героя Персея. С именем Персея связаны мифы об убийстве страшной горгоны Медузы. В результате длительных перипетий, Персей находит чудовищ на берегу океана - вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов - торчали клыки как у вепря, руки были из бронзы, а крылья - из золота; Медуза же своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами. Персей сражался с Медузой, глядя на се отражение в медном щите. Он отрубил ей голову, из которой вылетел крылатый конь Пегас. Крылатые сандалии и волшебный шлем Аида позволяли Персею благополучно скрыться от погони остальных горгон. Пролетая над Эфиопией, герой увидел прикованную к скале Андромеду, обреченную на съедение морскому чудовищу; убив чудовище, он женился на царевне. Персею приписывается основание Микен и расцвет этого города, а его старший сын Перс считался родоначальником персов. Персея чтили во многих греческих городах, по свидетельству Геродота алтарь Персея был в египетском городе Хеммиси.

       Электра, дочь Атланта, родила Дардана, мифического родоначальника дарданов (троянцев), который стал первым троянским царем. Привезенная им с собой статуя вооруженной Афины, так называемый Палладий (нерукотворная, упавшая с неба) охраняла город от врагов и даровала ему благоденствие.

       Семела, дочь фиванского царя Кадма и Гармонии, стала матерью бога Диониса.

       Европа, по одной из версий, дочь финикийского царя, была похищена Зевсом в облике белого быка и привезена им на Крит. Здесь она родила трех сыновей: Миноса и Радаманта, справедливых правителей, давших критянам законы, а затем ставших судьями в подземном царстве, и Сарпедонта, правителя Ликии и любимца Зевса, позволившего ему прожить в три раза дольше, чем обычно живут люди.

       Леда, супруга спартанского царя Тиндарся, очаровала своей красотой Зевса, который явился к ней в виде лебедя. От их связи родились Кастор и Полидевк, братья-близнецы - Диоскуры ("сыновья Зевса"), прославившиеся во время походов аргонавтов, освобождением своей сестры - Елены, похищенной Тесеем, и поединком с сыновьями Афарея - владельца Мессины; Елена, смертная женщина удивительной красоты, жена спартанского царя Менелая, похищенная Парисом и увезенная им в Трою, что послужило поводом Троянской войны; и, наконец, Клитемнестра, жена Агамемнона, предательски убившая мужа с помощью своего возлюбленного Эгиста; по другой версии - это убийство было местью Клитемнестры за принесение в жертву ее дочери Ифигении, поводом к убийству могло послужить и то, что Агамемнон привез с собой из похода троянскую царевну Кассандру.

       Алкмена, супруга микенского царя Амфитриона, облик которого принял вклюбленный Зевс, родила прославленного героя Геракла.

       Будучи отцом людей и богов, Зевс - грозный и карающий бог. По велению Зевса к кавказской скале прикован Прометей, принесший людям искру огня из кузницы Гефеста, чтобы облегчить их тягостную участь и дать им силу властвовать над миром. Прометей был обречен на страшные муки - каждый день прилетал голодный орел и выклевывал ему печень, которая снова отрастала. Оставшиеся без мудрого прометеева руководства, измученные страданиями, люди становились злыми и жестокими: они издевались даже над богами, утратив всякое их почитание. Тогда на землю был послан страшный потоп, уничтоживший все живое; в утлом челне спаслись только Девкалион (сын Прометея) и Пирра. Именно этой престарелой паре богами было поручено возрождение людского рода. Они разбрасывали по земле камни - "кости матери-земли", которые, утрачивая свою твердость, превращались в людей. Из камней, брошенных рукою Девкалиона, вставали мужчины, а из брошенных рукою Пирры-женщины. Племя людей, рожденное из камня, было более жизнестойким, более выдержанным и выносливым в страданиях и труде. Девкалион учил людей всему необходимому, в первую очередь, поклонению богам и возведению храмов. Забыв о страшной каре, люди не стали лучше, но больше Зевс не решался уничтожить людей. Но он уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов; Троянская война - также наказание людей за их нечестие. Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных людях, героях и целых поколениях. Среди них - Тантал, сын Зевса и нимфы Плуто, любимец богов, допущенный ими на собрания и пиры олимпийцев. Возгордившись, он оскорбил богов, и те сбросили его в Аид. На том свете Тантал, стоя по горло в воде, не мог утолить жажду, вода отступала, когда он наклонялся; над ним на ветках висели спелые плоды, но он нс мог их достать (отсюда выражение "Танталовы муки", т. е. нестерпимые мучения от сознания близости . желанной цели и невозможности ее достижения). Не менее жестоко был наказан и Сисиф, также бывший любимцем богов и частым гостем на Олимпе. По Гомеру, Сисиф - хитрый, порочный, корыстолюбивый человек, который мог ограбить путников или разгласить тайны богов. Он сумел взять в плен самого бога смерти Танатоса, которого освободил Арес, уведя заодно в подземное царство и Сисифа, но тот хитростью сумел вернуться на землю. Вернув усилиями Гермеса Сисифа в Аид, ему вменили в наказание вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, сваливался вниз, и всю работу приходилось начинать сначала (отсюда выражение - "Сисифов труд" для обозначения тяжелой, бессмысленной и безрезультатной работы).

       Атрибуты Зевса - эгида, скипетр, молнии, иногда-молот; его священная птица-орел.

       Храмы Зевса существовали во всех крупных городах Эллады, но главными святынями были Додона и Олимпия. До-дона находилась у подножия Тинара, в плодородной и влажной долине. Сюда из далекого Египта прилетела голубка и, сев на старый дуб, заговорила человеческим голосом. Здесь и был возведен храм Зевса, жрецы которого-селлы, разъясняли волю бога по шелесту дубовых листьев. В Эллиде, на Пелопоннесе, располагалась Олимпия, которая была не городом, а как бы группой храмов и общественных зданий, где находились жрецы, тренировались атлеты, хранились дорогие дары. Оживала Олимпия раз в четыре года, когда в конце лета устраивались олимпийские игры (основаны в 776 г. до н. э., упразднены в 393 г. н. э.). На это время во всей Греции прекращались войны и раздоры, чтобы на краткое время объединиться под благожелательным взглядом Зевса. В Олимпийском храме стояла статуя Зевса работы Фидия - одно из семи чудес света.

       В Древнем Риме культ Зевса слился с культом местного божества Юпитера. Юпитер почитался как божество, ведающее всеми небесными явлениями и стихиями; он - "громовержец", "тот, кто посылает дождь", "тот, кто делает погоду". Он был символом дневного и ночного светила. Юпитеру "светоносному" были посвящены дни полной луны - иды, в которые праздничная процессия двигалась по священной улице к Капитолию, где приносили в жертву белую овцу. Особо опекал Юпитер виноградарей, которые радостно отмечали празднества начала и окончания сбора урожая (19 сентября и 11 октября). Юпитер был и богом войны, помощь которого приносила победу. Возводились храмы разным воплощениям божества: Юпитер - Статор, задерживающий на месте дрогнувшие шеренги римских воинов, Юпитер - Bopcop, понуждающий врага к бегству. Юпитер - Виктор, приносящий победу. Он был покровителем заключенных договоров, порядка и поддержания добрососедских отношений с другими народами. Центром его культа был храм так называемой Капитолийской триады. Здесь вновь избранный консул приносил свои первые жертвы, а победивший полководец - жертвы благодарственные. Наиболее торжественной церемонией в честь Юпитера был триумф, в котором не столько прославляли полководца, сколько выражали почитание и благодарность Юпитеру Преблагому Великому.

       Юпитер становится богом Римского государства, его власти и мощи. Подчиненные Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись верховные небесные боги других народов.

       Юпитером названа самая большая планета Солнечной системы. Она совершает один оборот вокруг Солнца за 12 лет. Не случайно двенадцатилетние циклы присутствовали в ряде календарей. Они считались циклами повелителей. Символ планеты жезл и молнии Юпитера.

Hosted by uCoz